I. Подготовка к работе.
1.Разработка эскиза.
Нарисуйте небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3).
Раскрасьте эскиз акварельными или гуашевыми красками, можно использовать тушь.
В эскизе соблюдайте композиционную уравновешенность. Не забудьте про центр композиции. Раскрашивая эскиз, гармонично сочетайте цвета.
Примеры сочетания цветов:
2.Рисование кальки.
Возьмите миллиметровку такого размера, какого Вы хотите сделать ваше изделие. Карандашом или маркером нарисуйте схему рисунка, исходя из готового эскиза. Изготовление кальки нужно для точного переведения задуманного рисунка на ткань.
3.Выбор ткани.
Для работы выбирайте только 100% натуральные ткани, лучше шелковые, такие как: крепдешин, шифон, китайский шелк, эксцельсиор и т. п. Иначе не удаться зафиксировать краску на ткани и труд будет напрасен.
4.Подготовка ткани.
Перед росписью ткань нужно подготовить: прополоскать в воде с шампунем или в специальном кондиционере для белья. Это нужно для лучшего растекания краски по ткани.
5.Натяжка ткани на раму.
Возьмите специальную раздвижную раму для росписи ткани (продают в художественном салоне) или сделайте сами (сколотите из деревянных планок по размеру изделия). Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивайте ткань туго, как "барабан", с сохранением перпендикулярности нитей. Неправильная натяжка приведет к искажению рисунка.
6.Перевод рисунка с кальки на ткань.
Готовую кальку, при помощи иголочек с "ушками", подколите с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переведите с кальки, очень тонкой линией карандаша. Если рисунок просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью стеклянного стола, поставив под стол подсветку. При хорошем просвечивание, линии можно обводить сразу резервом.
После окончания перевода рисунка отколите кальку.
7.Приготовление резерва.
Для холодного батика используется специальный резервирующий состав, который можно купить в художественном салоне или сделать самим.
Для приготовления резерва нужно:
парафин - 80г; резиновый клей - 300-400г; бензин (чистый) или уайт спирит - 300-400г; канифоль - 3-4г (для вязкости)-можно обойтись и без нее.
Все компоненты нужно смешать и варить на водяной бане, в жестяной посуде, примерно 40 минут. Не в коем случае не варите на открытом огне!
Чтобы получить цветной резерв надо: на бумагу выдавить немного масленой краски нужного цвета и оставить на 2 часа для обезжиривания. Затем краску нужно перемешать с готовым резервом.
Внимание! Все компоненты для приготовления резерва огнеопасны! При работе с резервом соблюдайте технику безопасности! Обязательно проветривайте помещение!
Чтобы приготовить резерв для горячего батика нужно:
воск или вощина - 100г; парафин - 400г.
Все компоненты разогревают, до полного расплавления, на водяной бане, на электрической плитке. Не в коем случае не разогревайте на открытом огне!
Такой резерв готовят рядом с работой, иначе восковая смесь остынет.
II. Роспись изделия.
1.Способ холодного батика.
В холодном батике, все формы рисунка, имеют замкнутую контурную обводку, которая препятствует растеканию краски.
Работы выполненные в этой технике получаются графичными и декоративными.
Резерв набирается, в специальную стеклянную трубочку, с помощью спринцовки, и наносится по видимому контуру рисунка.
При наведении резерва, в начале линии, не должно быть капель. Линия должна быть ровной и четкой. Следите чтобы резерв пропитывал ткань. Зарезервированная плоскость должна быть замкнута, иначе краска вытечет за пределы плоскости.
Если Вы хотите сделать наводку бесцветным резервом, то после высыхания она будет почти не видна. С такой наводкой, красить изделие, новичкам будет сложно.
Наводка сохнет 1-2 часа. По окончании работы не забудьте проветрить помещение.
Для росписи Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10.)
Так же Вам понадобятся анилиновые краски для росписи ткани.
Расписывать изделие красками, начинайте с более светлых тонов, стараясь не задевать резервные линии и другие плоскости. Если краситель протек сквозь резерв, то дождитесь высыхания краски, а за тем обведите резервом "пробивший" контур. Образовавшееся пятно разотрите водой при помощи твердой кисти (колонок) или закрасьте, плоскость с пятном, более темным тоном краски.
Расписывайте изделие в соответствии с эскизом. Помните, что краситель после высыхания становится более светлым. Для точной подборки цветов, сделайте палитру (наведите резервом квадратики и раскрасьте их) не на рабочем куске ткани.
Очень красивых эффектов можно добиться, посыпав на влажную поверхность ткани: соль или мочевину (удобрение для огорода), или сухой анилиновый краситель.
2.Способ горячего батика.
Работы выполненные в технике горячий батик получаются более живописные, без четкого контура.
В качестве резерва, в горячем батике используется горячий воск.
Для крашения ткани красками Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10.), а так же
анилиновые красители.
Восковую смесь наносят с помощью натуральной кисти (щетина, белка).
Сначала воском нужно покрыть самые светлые места. Резервирующее вещество должно быть горячим и пропитывать ткань. После того как нанесенный воск остынет, нанесите светлые тона краски. Так слоем за слоем утемняйте работу, пока не будет достигнут результат, в соответствии с эскизом.
Воск на ткань можно наносить живописными мазками или брызгать с помощью щетинистой плоской кисточки.
Вы можете применить эффект кракле. Для этого, всю работу нужно покрыть восковой смесью. Когда воск остынет, снимите готовую работу с рамы и подержите ее в холодном месте. Затем помните изделие, в тех местах, где Вы хотите сделать эффект трещинок. Кисточкой обезжирьте работу, используя мыльный раствор. Нанесите темную краску в места трещинок. Тряпочкой уберите излишки краски и дайте работе высохнуть.
Потренируйтесь на ненужном куске ткани, выполнять этот эффект, иначе Вы рискуете испортить свою работу.
Перед запаркой удалите воск с работы, прогладив изделие через бумагу (газеты).
III. Закрепление краски на изделии.
Запаривание изделия.
Чтобы закрепить краску, нужно запарить изделие.
Для запарки, заверните изделие в чистую бумагу (можно в газеты), так чтобы ткань не соприкасалась сама с собой.
Завернутую работу подвешивают в специальном баке, на дно которого кладутся камни и наливается вода, столько, чтобы при кипении, брызги воды не попали на ткань. Работа также не должна касаться стенок бака. Бак закрывают, сверху, подушкой с песком и крышкой. Процесс запаривания длится 40-60 минут.
IV. Заключительный этап.
После запаривания разверните изделие из бумаги. Далее прополощите в воде с уксусом. Полоскать нужно для удаления лишней краски и для закрепления окрашенного.
Высушите изделие, а затем отгладьте. Подшейте изделие, если это панно, то натяните его на декоративную раму.
Вы можете декорировать изделие по своему вкусу и фантазии.
Ваше изделие готово!